8 (800) 775-09-31
Звонки по России бесплатно

8 (495) 212-06-11

info@azimutbiz.ru


Часто задаваемые вопросы по налоговым проверкам

1. Нужно ли идти, если ИФНС вызывает на комиссию?

Нам пришло уведомление о вызове нашей организации в инспекцию «для участия в комиссии по легализации налоговой базы». По мнению инспекции, у нас слишком низкая налоговая нагрузка по НДС и налогу на прибыль. Скажите, так ли уж обязательно приходить на эту комиссию? И что вообще нас там ожидает?

Настоятельно рекомендуем прийти. За неявку Вашего директора могут оштрафовать. Но это не главное. Раз инспекция вызывает Вас на комиссию, значит, у нее есть подозрения, что налоги Вы рассчитываете неверно или платите в бюджет меньше, чем должны.
Если же они правы – Вам нужно будет определить сумму недоимки и доплатить ее по уточненным декларациям, без штрафов. Обжаловать само уведомление в суде смысла нет. Инспекция имеет право вызывать налогоплательщиков для пояснения, поэтому уведомление вполне законно. Нужно только хорошенько подготовиться.

2. По какому адресу направляется требование о представлении документов?

Наша организация недавно переехала, но налоговая осталась та же. В связи с этим мы подали сведения о внесении изменений в учредительные документы и написали письма о смене адреса в контролирующие органы. А недавно позвонил инспектор. Оказалось, мы не представили документы по требованию в рамках камеральной проверки, направленному по старому адресу. Инспектор переслал мне требование по факсу, и устно мы договорились. Что я все представлю в ближайшее время. Не оштрафуют ли нас (ведь срок для представления документов, указанный в требовании, уже прошел)?

Требование направляется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а там он не такой, как в ваших учредительных документах. Но пока изменения в учредительные документы в связи со сменой вашего адреса не зарегистрированы, считается, что вы адрес не меняли. Если требование о представлении документов было направлено по старому адресу до регистрации изменений, инспектор сделал все правильно. Требование признается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. И формально вас могут оштрафовать.
Но организация сделала все возможное, чтобы получать корреспонденцию. И в ближайшее время фактический адрес станет юридическим. Таким образом, если организацию оштрафуют, большинство судей с этим не согласятся.

3. Можно ли истребовать документы, если срок камералки истек?

За первый квартал мы предоставили декларацию с НДС к возмещению. А спустя 5 месяцев вместо возмещения получили из ИФНС требование предоставить документы, подтверждающие вычеты, заявленные в декларации. Как же трехмесячный срок для камеральной проверки? Неужели такое требование законно и придется представлять документы?

Камеральная проверка должны быть завершена в течение 3месяцев со дня представления налоговой декларации. А требование о представлении документов в связи с камеральной проверкой должно быть выставлено не позднее срока ее окончания. Если со дня подачи декларации прошло 3 месяца, а организация не получала ни требования о представлении документов, ни акта, значит, камеральная проверка завершилась.
Поэтому вы не обязаны представлять документы и штрафовать вас за их непредставление нельзя. Если же из-за непредставления документов вам откажут в возмещении НДС, такое решение инспекции будет незаконно.
Но, если не представите документы, скорее всего, налоговая не примет ни решения о возмещении, ни решения об отказе в возмещении. Тогда добиваться возврата НДС придется через суд, который обязательно запросит документы. И, если с документами у вас все в порядке, а для того, чтобы возместить налог, документы все равно придется представлять, лучше отнести их в инспекцию сейчас, ведь главное – поскорее получить НДС из бюджета.

4. Можно ли истребовать первичку, если выявлены несоответствия в отчетности?

Мы сдали декларацию по прибыли. Через какое-то время налоговики потребовали представить пояснения – им непонятно, почему доходы по декларации отличаются от суммы поступлений на расчетный счет. Объяснить несложно, но помимо пояснений, они запросили договоры, акты, накладные, подтверждающие доходы. Но насколько мы знаем, в такой ситуации представлять первичные документы мы не обязаны.

Вы не правы. Налоговый орган не может запрашивать пояснения и документы, только если при камеральной проверке он не выявил ошибок и противоречий в декларации или несоответствий между ней и другими документами. В вашем случае несоответствие есть, значит, пояснения для проверок необходимы. А какие же пояснения без документов? Представить их в ваших интересах. Если камеральной проверкой выявлены несоответствия между выпиской банка и вашей декларацией, вы должны представить только пояснения. В них вы объясните, почему цифры расходятся. Формально первичку и другие документы приложить к пояснениям вы можете, но не обязаны. Но судьи считают, что документы лучше представить, ВАС считает, что требовать копии первичных документов при выявлении несоответствий – право налоговых органов.

5. Можно ли заверять не каждый документ, представленный в ИФНС, а их подшивку?

У нас на встречную проверку запросили просто огромное количество документов. Как уложиться в 5 рабочих дней? Ведь мало того, что нужно сделать копии, эти копии надо еще заверить. Можно нам для экономии времени заверить не каждую копию документа отдельно, а подшить все в папки по 100-200 листов и заверять только подшивки?

Нет. По требованию инспекции вы должны представить документы в виде заверенных копий. Копия признается надлежаще заверенной, если на ней самой есть надпись «верно», подпись должностного лица с указанием должности, расшифровка этой подписи и дата заверения. Если же вы заверите только подшивку, получится, что сами копии документов не заверены. За такое нарушение инспекция вполне правомерно может вас оштрафовать.
У судей существует 2 точки зрения. Первое – согласны.
Второе: Организация должна представить копии документов, и она их представит. Копии будут заверены, ведь на подшивке будет и подпись уполномоченного лица, и печать фирмы. Если компания своевременно представит заверенную подшивку документов, штрафовать ее будет не за что.
Можно позвонить в налоговую и уточнить, устроит ли инспекторов заверенная подшивка документов. Если нет, то нет и смысла нести им заверенные подшивки: оштрафуют так же, как если бы вы ничего не представили. А удастся ли оспорить штраф в суде, еще неизвестно. И значит, придется все-таки заверять каждую копию. А чтобы успеть все вовремя, можно ходатайствовать о продлении срока на представление документов.

6. Сколько раз можно запрашивать при «встречке» одни и те же документы?

У нас запросили первичку, подтверждающую продажу товаров одному из покупателей. Основание – идет выездная проверка этого покупателя. Удивляет то, что мы уже представляли документы в ту же инспекцию по тому же клиенту при проведении другой встречной проверки. Можно не представлять документы заново?

Запрещено еще раз требовать документы, которые уже подавались в налоговый орган при камеральной или выездной проверке. У вас другой случай. Документы вы представляли в рамках другой встречной проверки. Так что придется исполнить требование налогового органа.

7. Ограничен ли срок камеральной проверки?

Мы сдали декларацию по НДС, а спустя год получили акт с результатами проверки, в котором предложено доплатить кругленькую сумму налога. Когда инспекция вынесет решение, суд его отменит из-за столь существенного нарушения срока проверки или станет разбираться по существу: правильно сделаны доначисления или нет?

Камеральная налоговая проверка проводится в течении 3 месяцев со дня представления декларации. Но в НК не сказано, что этот срок является пресекательным. То есть нарушение этого срока не влечет автоматически недействительность или отмену решения. Да и его несоблюдение само по себе не нарушает права налогоплательщика.

8. Можно ли отдельно проверять ОП – не филиал и не представительство?

У нас есть магазин в соседнем районе нашей области, подведомственном другой инспекции. Там введен ЕНВД по рознице, декларации по этому налогу сдаем в соседнюю инспекцию. Эта инспекция сообщает, что собирается провести выездную проверку магазина. Но, по-моему, отдельно проверять можно только филиалы и представительства, а наш магазин ни то и ни другое, в уставе о нем ничего не сказано. Значит, проверять его сам по себе нельзя?

Вы правы. Самостоятельная выездная проверка обособленного подразделения возможна, только если это подразделение – филиал или представительство. В ином случае проверить его можно только в рамках выездной проверки всей компании. А такую проверку провести может только ваша основная инспекция. Даже, если бы ваш магазин был филиалом, его отдельная проверка по ЕНВД все равно была бы незаконной. Потому что проверять отдельно можно только региональные и местные налоги. А ЕНВД – налог федеральный.

9. Можно ли учредителя компании вызывать на допрос в инспекцию?

Учредитель нашей компании, хотя никаких должностей в ней не занимает, на самом деле активно участвует в ее деятельности. Сейчас его вызывают в инспекцию – хотят узнать, с кем из представителей одного нашего покупателя он обсуждал условия поставки товара. Могут ли вообще его допрашивать? Ведь если инспекцию интересуют отношения нашей компании с покупателем, то допрашивать они должны нашего директора или еще кого-то из работников.

Инспекция вправе вызывать для дачи показаний любого человека, которому может быть известна информация, необходимая для налогового контроля. Что за информация и кто может ею обладать, решает сама инспекция. Так что никаких законных оснований не явиться в инспекцию у вашего учредителя нет. В инспекцию лучше сходить. За неявку на допрос без уважительных причин могут оштрафовать.

10. Можно ли извещать о рассмотрении материалов проверки по телефону?

После камералки мы получили акт, представили на него возражения и ждали, когда нас пригласят на рассмотрение материалов проверки. Но нам сразу прислали решение о привлечении к ответственности. В нем сказано, что возражения наши не учтены по ряду причин и что на рассмотрение материалов мы не явились, хотя нас известили телефонограммой. Никто в компании не получал никакого сообщении по телефону. Иначе мы обязательно пришли бы в инспекцию. Как быть?

Опишите свою ситуацию в апелляционной жалобе в УФНС – и вас туда пригласят на рассмотрение материалов проверки. УФНС может отменить или изменить решение ИФНС и принять новое с учетом ваших возражений.
Судьи считают так: телефонограмма это документ, составленный ИФНС, в котором указанно, когда и какое сообщение было передано, по какому телефонному номеру и кто его принял. Она является доказательством извещения только с детализацией разговоров от оператора связи. Из детализации должно быть видно, что на ваш номер телефона в определенное время был звонок из ИФНС и состоялся разговор. Если этого не видно – вас не известили. Если же детализация есть, а текста телефонограммы нет или из нее ничего не понятно, это тоже не извещение.
Иногда судьи позволяют инспекторам извещать налогоплательщиков по телефону. Но к телефонограммам у них масса требований, которые налоговикам соблюсти непросто. В вашем случае они их не соблюли. Если не напишете об этом в апелляционной жалобе в УФНС, а заявите в суде, там гарантировано отменят такое решение по процедурным основаниям. Но тогда проверку могут провести повторно.


НАЗАД

Звоните нам прямо сейчас
по телефонам: 8 (800) 775-09-31 (звонки по России бесплатно), 8 (495) 212-06-11
и пишите - info@azimutbiz.ru